/ метод работы /

Транзактный анализ базируется на трёх основных общефилософских утверждениях:

Все люди от рождения ОК (хорошие).

01

Люди обладают способностью мыслить, за исключением тех случаев, когда они находятся в бессознательном состоянии.

02

Основное направление, которое я использую в работе базируется на методах Транзактного анализа.

Люди сами определяют собственную судьбу, а потому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь.

03
Транзактный анализ — это не только направление в психологии и психотерапии, но и полноценная теория личности, объясняющая причины появления и проявления определённых чувств, мыслей и поведения в разных жизненных ситуациях.

требуем, критикуем или проявляем заботу, как «Родитель»

02

мечтаем, капризничаем, бунтуем или слушаемся, как «Ребёнок»

03
01

объективно оцениваем обстановку, анализируем и принимаем решения, как «Взрослый»

Он называл моменты общения и взаимодействия между людьми «транзакциями» и считал, что в каждый момент общения с собой или окружающими (обмениваясь транзакциями) мы находимся в одном из трёх ЭГО-состояний («Я» состояний):

Основателем данного направления считается американский психоаналитик и психотерапевт Эрик Берн.

/ об основателе /

Каждое ЭГО-состояние обладает своим набором мыслей, чувств и поведенческих реакций, которые человек может проявлять в моменте.

Например, во время вечеринки с друзьями человек может быть в роли «Свободного ребёнка»: веселиться, дурачиться, общаться, а в кабинете начальника, вести себя, как «Адаптивный ребёнок»: молча стоять перед столом руководителя, опустив взгляд в пол. В отношении своего супруга выступать в роли «Критикующего Родителя», отчитывая его за разбросанные по дому вещи или проявлять заботу о близком человеке из роли «Заботливого Родителя», предлагая чашку чая с лимоном или тёплые носки, когда близкому нездоровиться.

Так, например, если человек занял позицию «Критикующего родителя», то его собеседник может отреагировать на его поведение и слова, как «Бунтующий ребёнок» и тогда их коммуникацию вряд ли можно будет назвать успешной.

Неэффективная смена ЭГО-состояний может проявляться в межличностных отношениях, в работе и даже в оценке самого себя.

Кроме того, то, в каком ЭГО-состоянии находится человек, влияет на смену ЭГО-состояний его собеседника.

Перечисленные ЭГО-состояния могут меняться местами в разных жизненных ситуациях.

Терапия помогает клиенту измениться — вновь обрести в себе Естественного Ребёнка, укрепить позиции уставшего от борьбы Родителя, научиться разрешать свои проблемы с позиции Взрослого и восстановить уверенность в себе и в своих силах.

Работая в рамках Транзактного анализа, с помощью терапевта клиент познает структуру своей личности, учится распознавать по внешним признакам, в каких состояниях «Я» он чаще всего бывает и как это сказывается на его чувствах, мыслях и поведении как в контакте с собой, так и с окружающими.

Важной частью Транзактного анализа является концепция жизненного сценария.

В соответствие с теорией Берна, каждый ребёнок составляет индивидуальный план своей жизни в виде драмы, в которой есть начало, середина и завершение.

/ жизненный сценарий /

Завершающая сцена — это неотъемлемая и наиболее важная часть сценария жизни, а две предыдущие служат тому, чтобы в своём сценарии человек пришёл к заключительной сцене, которая получила название «расплата» за сценарий.

Основное влияние на решения ребёнка о его жизненном плане оказывают его значимые взрослые и окружение. Те послания, которые ребёнок получает от своего окружения в первые годы жизни и лягут в основу его представлений о себе, о других и о жизни в целом.
Говоря о посланиях, я имею ввиду некие вербальные и невербальные установки, которые ребёнок усваивает в контакте со своими значимыми взрослыми и на основании которых пишет сценарий своей жизни.

Все эти установки, помимо прочего, ребёнок непременно положит в основу своего сценария и исходя из них, им будет принято решение о финальной жизненной сцене.

Эрик Берн в книге «Что вы говорите, после того как сказали: «Здравствуйте» дал определение жизненного сценария, которое звучит следующим образом:
«Сценарий — это план жизни, который составляется в детстве, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала».

Например, если в детстве ребёнок слышит что‑то вроде:
«Все люди обманывают», «Мир опасен», «Жизнь трудная», «За все в жизни нужно платить», «Не высовывайся» и т. д., то с этими посланиями он может усвоить такие предписания, как:
  • не будь близким;
  • не будь значимым;
  • не доверяй;
  • не будь здоровым;
  • не радуйся и т. д.

Если же ребёнку повезёт с родителями, он может получить иные послания, например: «ты значимый и важный», «как хорошо, что ты есть», «ты можешь расти и взрослеть», «ты можешь доверять и быть близким», «Ты можешь радоваться и получать удовольствие от жизни» и т. п.

По содержанию сценарии можно разделить на три группы:

Победитель — это тот, кто достигает поставленной перед собой цели легко, свободно и получает чувство радости и удовлетворения от достигнутого.

Не-победитель

03

Не-победитель — это тот, кто занимает место где‑то посередине между победителем и побеждённым. Он не взлетает высоко и не падает низко. Такой человек никогда не рискует, а дрейфует по течению, прибиваясь то к одному, то к другому берегу.

Побеждённый

02

Побеждённый — это тот, кто не достигает своей цели.
И здесь речь идёт скорее не о самом факте достижения чего‑либо, а о степени комфорта, который сопутствует достижению.

Победитель

01

Если в детстве человек принял решение стать врачом, знаменитым хирургом, получить мировое признание и достиг этого, без потерь и разочарований — он победитель.
Если решение было стать отшельником, без гроша за душой и человек стал им, счастливо проживая своё уединение, то он — тоже победитель.

Если детской мечтой человека было желание стать известным, востребованным, высокооплачиваемым актёром или певцом, и он стал им, но при этом имеет алкогольную или наркотическую зависимость, проблемы с противоположным полом и построением отношений, проблемы со здоровьем и т. д., он — побеждённый.

Если, имея решение стать отшельником, без гроша за душой, человек стал им и при этом мучается от нищеты, голода и одиночества — от Проигравший.

Такой человек не занимает руководящие позиции, но при этом не теряет работу. Он может 30 лет проработать на одном месте и уйти на заслуженный отдых к внукам и огороду, при этом приговаривая: «Я мог бы добиться большего, если бы обстоятельства сложились по‑другому. В любом случае, я не так уж и плох».

Для чего мы это делаем?

НО, самое главное, что любой сценарий можно изменить!

Во взрослой жизни мы можем не осознавать свой жизненный сценарий и те решения, которые приняли в детстве и которые оказывают влияние на наши мысли, чувства и поступки. Будучи взрослыми, мы продолжаем проигрывать те стратегии, которые были выбраны нами в детстве и реагировать на происходящее «здесь и сейчас» так, как мы это делали в нашем далёком детстве.
Когда мы ведём себя таким образом, мы находимся в сценарии. Т. е. мы проигрываем свои ранние сценарные решения и чувства.

Например: сценарий в интеллектуальной сфере, в физической, эмоциональной. И все они могут быть разными.

Человек может быть победителем в интеллектуальной сфере, не-победителем в физической и проигравшим в эмоциональной.

Помимо основного, мы можем написать ещё и второстепенные сценарии.

Для того, чтобы разрешить один основной вопрос, оставшийся нерешённым в детстве: как получить любовь и внимание?
Вот почему, когда мы вырастаем мы все ещё продолжаем в определённых ситуациях реагировать, как маленькие дети: обижаться, убегать из контакта, устраивать истерики, капризничать и т. д.

Когда человек осознает свой сценарий, он может осознать и свои проигрышные решения и стратегии, а как следствие заменить их на новые, выигрышные, тем самым переписав свой сценарий.